С изменением социальных параметров появляются новые стили поведения людей, которые ведут к возникновению иной структуры потребления товаров. Наиболее значимый признак этик изменений в пищевой промышленности и индустрии напитков — это сокращение времени, специально отведенного для еды, и увеличение так называемых «перекусов», как передает
Тенденции, впервые возникшие в Великобритании и США, постепенно стали переходить и на европейский рынок, где обед был традиционно важным пунктом в распорядке дня. Привычка обедать за рабочим столом проявилась особенно ярко во Франции и Испании. Новые обстоятельства — постоянная нехватка времени, потеря навыков приготовления еды, рост интереса к здоровью и акцент на досуге — изменили представление о приеме пищи. Это привело к росту производства полностью готовой еды, полуфабрикатов, снэков и закусок.
На полках магазинов появляется все больше продуктов для занятых людей: например, в Испании — премиум-супы, в том числе суп Гаспачо, в порционной упаковке 250 мл и 330 мл. Этот продукт можно разогреть в микроволновой печи, что идеально подходит для постоянно занятого человека. При этом если вы думаете, что тот, кто хочет быстро перекусить, не станет обращать внимание на то, что именно он ест, из чего состоит продукт, то вы сильно ошибаетесь. Такой человек ищет на полках магазинов продукты, которые помогали бы ему удовлетворять потребности организма и восполнять затраченную энергию в ходе активного образа жизни. Именно поэтому многие производители стараются отвечать современным тенденциям рынка и выпускают полезные и готовые продукты в удобной упаковке. Наиболее очевидному влиянию покупательской озабоченности здоровым образом жизни подвергся рынок быстрого питания, так называемый «фаст-фуд». Недавние споры, прокатившиеся по всей Европе, о растущей угрозе ожирения человечества дали импульс к радикальным изменениям на этом рынке. Многие компании, работающие в данном сегменте, теперь предлагают посетителям своих заведений фрукты, салаты, кисломолочные продукты и другие «здоровые заменители» высококалорийного питания.
Эти нововведения, как и многие другие, призваны изменить всеобщее мнение, что фаст-фуд — это неполезная высококалорийная пища.
Между тем потребитель, ведущий активный образ жизни, зародил глобальную тенденцию жизни «на бегу». Эта тенденция возникла несколько лет назад и сейчас начала приобретать мировые масштабы. Изменился подход к работе, дорога на работу и домой стала занимать больше времени, уменьшилось время, специально отведенное для приема пищи, — вот основные причины, приведшие к тому, что человек стал есть и пить в движении.
В Европе и США большинство людей экономят время на завтраке: в среднем европеец пропускает 70 завтраков в год, в США эта цифра равна 62. По прогнозам компании Datamonitor. к 2008 году этот показатель увеличится до 77 и 69 соответственно.
Рынок легких закусок, которые позволяют перекусить по пути на работу, вырос примерно на 200%. Так называемые «быстрые полезные завтраки» состоят из свежевыжатых соков и йогуртов, что можно считать неким симбиозом двух составляющих — быстро и полезно.
Традиционные обеды также подверглись изменениям. Большой объем работы и напряженный график вынуждают людей обедать за своим рабочим местом. Остаются лишь выходные дни, когда можно вернуться к полноценным приемам пищи в кругу своей семьи.
На полках магазинов с каждым днем появляются новые готовые и частично приготовленные продукты в удобных порционных упаковках. Обычно такие продукты продаются в легкодоступных супермаркетах, палатках, магазинах при автозаправках и т.п.
Вопрос цены для подвижного покупателя не так принципиален, хотя многие из них охотнее поддаются влиянию «специальных предложений» или «специальной цены». Проведенные недавно исследования показали, что каждый второй мобильный покупатель пьет приобретенные напитки прямо из упаковки, 50% покупают одновременно напиток и легкую закуску, чтобы перекусить. Основным фактором продаж в этом секторе являются импульсивные покупки, которые в основной массе совершают люди моложе 45 лет.
Что касается конкретно товарных категорий, влияющих на развитие сегмента «еды на ходу», то молочные напитки и соки — это наиболее быстро растущая категория функциональных продуктов, поскольку покупатели осознают важность двух главных составляющих здорового питания — молока и фруктов. Факты говорят о том, что самыми популярными оказываются бренды в порционной упаковке, так называемая «дневная норма».
Исследования данного сектора показывают, что мобильный покупатель становится движущей силой изменений на рынке, и его предпочтение — полезный продукт в удобной упаковке-должно быть взято за основу производителями, «идущими в ногу» со своим покупателем.
Между тем если рассмотреть такие страны, как Литва, Латвия и Эстония, которые не так давно получили членство в ЕС, то там тенденция потребления «на ходу» имеет место быть, и она развивается из года в год, однако традиционные формы питания пока еще превалируют.
К примеру, в Литве фаст-фуд считается нездоровым и непопулярным. Молодое поколение действительно принимает потребление «на ходу» более активно, чем старшее, однако часто приобретает для этих целей «домашний» (от 1 л до 2 л) размер упаковки, это дешевле. Ожидается, что с развитием туризма и экономики страны спрос на порционную упаковку менее 1 л будет набирать силу.
Пищевая индустрия и розничная торговля Эстонии однозначно подверглись изменению, связанному с переменами в образе жизни, но традиционные формы питания все еще доминируют. Фаст-фуд здесь достаточно популярен. Однако что касается молочных продуктов, то на территории Эстонии они не представлены в формате порционной упаковки. И на соковом рынке попытки введения подобных форматов тоже не имели особого успеха. Поэтому сейчас нельзя говорить о том, что тенденция потребления «на ходу» устойчива в Эстонии, между тем ожидается, что в ближайшем будущем она проявится на рынке и этой страны.
В заключение обратимся к Латвии, где тенденция потребления «на ходу» набирает обороты, особенно в последние два года. Кроме готовых снэков, в супермаркетах и на заправочных станциях можно найти соки в порционной упаковке, правда, их продажи все еще достаточно низкие. В молочном секторе порционных продуктов представлено гораздо больше.
Инф.
Источник: neboley.com.ua